Главная » Статьи » Профессиональный ремонт вакуумных актуаторов турбин

Профессиональный ремонт вакуумных актуаторов турбин

Изобретение турбированного нагнетателя позволило инженерам существенно повышать мощностной потенциал технического средства. Стороннее оборудование прочно закрепилось в каталоге как штатное. Современные автомобили почти все оснащены турбокомпрессорами. Это позволяет при небольших объёмах силовых агрегатов получать максимальные показатели мощности, снижать потребление топлива, увеличивать динамику разгона.

Вакуумный актуатор турбины

Вместе с тем, создание нагнетателя привело к увеличению количества поломок и проведению ремонтных работ, так как штатное оборудование увеличилось на одну единицу. Не все мастерские и сервисные центры могут обеспечить себя квалифицированными специалистами для оказания услуги по диагностике турбированных нагнетателей. С другой стороны, многие автовладельцы пытаются самостоятельно устранять поломки, что приводит к нежелательным последствиям. Забегая наперёд, необходимо отметить, что категорически не рекомендовано самому устранять поломки, для этого существуют специальные сервисные центры. Непрофессиональное вмешательство, скорее, навредит, чем окажет помощь.

В целях оказания методической помощи на примере классического вида турбины рассмотрим процесс ремонта и чистки актуатора силами работников СТО.

Что такое актуатор и его роль в системе турбированного нагнетателя

Актуатором принято называть специальный вакуумный регулятор турбокомпрессора, предназначенный для предохранения нагнетателя от перегрева и чрезмерных нагрузок. Простыми словами – это типичный клапан для стравливания избыточного давления в системе, который устанавливается непосредственно перед турбиной на плоскости выпускного коллектора.

Конструкция и принцип работы актуатора

Поток выхлопных газов следует из камеры сгорания в полость выпускного коллектора, турбину. По мере прохождения через горячую камеру газы приводят в движение крыльчатку этой же камеры. Одновременно на противоположном конце начинает вращение и вторая крыльчатка из холодной камеры, поставляя пропорциональное количество холодного потока воздуха. Создаётся избыточное давление для подачи в камеру сгорания. При вращении на высоких оборотах давление в системе может повышаться в несколько раз, превышая граничные пороги. Именно в этот момент в действие вступает вакуумный актуатор, открывающий обходной клапан и стравливающий излишнее давление. При достижении пикового давления турбина больше не может набирать обороты, начинает останавливаться. Без наличия актуатора система перестала бы работать в один миг.

Важно! Вакуумный регулятор, вестгейт, клапан для стравливания воздуха – это всё один и тот же элемент.

Конструкция

  • шток – регулятор с резьбовым механизмом для регулировки;Конструкция
  • нижняя корпусная часть со штатным отверстием для штока;
  • верхняя корпусная часть с отверстием для шланга;
  • подвижная тарелка;
  • пружина;
  • мембранный механизм.

Управление происходит с помощью специального клапана, который принимает сигналы о настройке от ЭБУ. В своё время ЭБУ формирует показания, основываясь на данные множества датчиков. При достижении пикового давления клапан открывается, происходит отток газов, мембрана сдавливает тарелку и шток, который связан с рычагом управляемой геометрией.

В каких случаях требуется ремонт вакуумных актуаторов турбин

  • уплотнительная манжета утратила герметичность;
  • прижимная пружина пришла в негодность;
  • коррозийные процессы на корпусной части;
  • повреждение штока;
  • некорректная настройка длины штока;
  • попадание внутрь стороннего предмета.

Характерные неисправности вестгейта

  • нестабильная мощность силового агрегата;
  • наличие сторонних, нехарактерных звуков в турбине;
  • создание эффекта «помпажа», когда избыточное давление создаёт характерный грохот;
  • некорректная работа ЭБУ.

Ремонт актуаторов турбин профессионалами

Важно! После выявления первичных признаков неисправности работы турбины владелец должен посетить сервисный центр для проведения диагностики. После полного обследования и получения всех данных мастер проводит анализ полученной информации, определяет вид ремонта. При необходимости, проводит полный демонтаж, регулировку на специальном стенде высокого давления. Изношенные детали заменяются новыми, проводится сборка.

Ремонт актуаторов

Большинство конструкций актуаторов имеют завальцованную структуру, что на практике только усложняет процессы ремонта или профилактики. Доступ к некоторым частям остаётся закрытым. Для проведения разборки понадобится наличие специального оборудования и достаточная квалификация мастера.

В процессе разбора все детали складываются в отдельную ёмкость для практичности. Корпусная часть проверяется на наличие следов коррозии, проводится дефектовка. При малейших признаках наличия коррозии рекомендовано заменить корпус новым.

Осмотру подлежит и уплотнительная втулка штока. При систематических нагрузках происходит выработка, что снижает работоспособность агрегата. Наличие порывов или надрывов служит причиной для замены на новую. Прижимная пружина имеет длительный срок эксплуатации, надобности в её замене вовсе нет, при условии, что она не повреждена механическим путём.

Если в процессе осмотра выявляется большое количество дефектных деталей, то, возможно, есть смысл установить новый актуатор. Решение принимает исключительно мастер на основании результатов комплексной диагностики.

Чистка актуаторов турбин в СТО

Загрязнение – одна из частых причин выхода из строя актуаторов. Многие неопытные мастера, равно как и водители, тотчас же заменяют старый актуатор новым, в то время как достаточно провести обыкновенную чистку.

Важно! Частицы пыли, металлическая стружка, пыль, влага – всё это проникает внутрь и создаёт преграды для полноценной работы оборудования. Чаще всего сторонние предметы попадают посредством отверстия в штоке актуатора. Это, скорее, можно отнести к недоработке конструкции. Несвоевременное реагирование на поломку приведёт к её усугублению. Неоднократны случаи проведения полной замены турбины, в то время как достаточно было провести чистку несколькими этапами ранее.

Чистка проводится посредством направления струи сжатого воздуха на детали и корпусную часть актуатора, кроме резинового уплотнителя – он очищается отдельно и механическим способом. После воздушного душа все детали отправляют в ультразвуковую ванную для проведения очистки.

После всех процедур мастер проводит окончательную сборку механизма с учётом замены изношенных деталей, устанавливает на штатное посадочное место. По окончанию процедуры проводится тестирование на предмет работоспособности системы.

Для увеличения срока эксплуатации оборудования рекомендовано своевременно проводить технический осмотр своего автомобиля. Игнорирование рекомендаций приводит к нежелательным последствиям. Средний срок эксплуатации актуатора равен 150-200 тыс. км. В зависимости от условий обслуживания и частоты показатель может быть увеличен или уменьшен. При проведении профилактических мероприятий следует устанавливать только качественные и оригинальные запасные части.