Главная » Статьи » Профессиональный ремонт турбин дизельных двигателей в автосервисе

Профессиональный ремонт турбин дизельных двигателей в автосервисе

Пожалуй, турбину можно назвать самым капризным элементом двигателя. И это при том, что ее конструкция достаточно проста: отработанные газы своим давлением вращают ее первую крыльчатку. Та, находясь на одной оси со второй, заставляет ее вращаться. Вторая крыльчатка нагнетает воздух в цилиндры, тем самым повышая давление топливовоздушной смеси до требуемого уровня. Поэтому первую крыльчатку называют горячей, а вторую холодной.

Причины быстрого износа турбокомпрессора на дизеле

Турбина на дизелеПолучается, что работать турбине приходится в экстремальных условиях: мало того, что с одного конца она постоянно нагревается (температура выхлопных газов дизельного двигателя может превышать 800 градусов), а с другого — столь же постоянно охлаждается потоком внешнего воздуха, все это происходит еще и в условиях повышенного давления. Не всякая сталь это выдержит.

Потому-то с момента изобретения турбины до момента, когда их начали устанавливать на двигатели внутреннего сгорания, прошло почти полвека. Долгое время просто не существовало материалов, способных выдерживать столь сильные перегрузки. И только с появлением в конце 40-х годов прошлого века высоколегированных сталей идея турбонаддува, разработанная еще Рудольфом Дизелем, получила реальное воплощение.

Важно! Главное назначение турбины состоит в повышении КПД и, соответственно, мощности мотора без увеличения уровня расхода топлива. Так, первая же турбина, установленная на двигатель мощностью 34 л/с, дала неожиданно для ее конструктора сильный эффект: мощность мотора увеличилась вдвое!

Нынешние турбины такого эффекта не дают. И не потому, что их КПД ниже – просто КПД самих двигателей за почти сотню лет, прошедших с тех пор, изрядно возрос. Но прирост мощности, как минимум, в 25% они обеспечивают. Тем не менее, ремонт турбин на дизеле приходится осуществлять чаще, чем самих моторов.

Признаки поломки турбины

Признаки неисправности системы турбонаддува автомобиля следующие:

  • внезапное сильное падение мощности автомобиля говорит о серьезной поломке турбины;
  • незначительное но, тем не менее, неоправданное снижение мощности является признаком некорректной работы системы турбонаддува;
  • посторонние звуки, возникающие при работающем двигателе, являются свидетельством либо разбалансировки ротора турбины, либо попадания в нее каких-либо предметов;
  • чрезмерная вибрация мотора также может быть вызвана разбалансировкой турбины;
  • изменение цвета выхлопа говорит либо о протечке масла (иссиня-черный дым) либо недостаточной эффективности работы системы турбонаддува (белый дым).

Типы неисправностей

Важно! Причины, из-за которых требуется ремонт дизельных турбин, так или иначе связаны либо с качеством и количеством смазки этого агрегата, либо с разбалансировкой или поломкой крыльчаток. Вот почему регулярный уход за системой турбонаддува и, в частности, своевременная смена масла и замена износившихся сальников столь важны для поддержания этого агрегата в рабочем состоянии.

Наиболее распространенные поломки таковы:

Неисправная турбина

  • разбалансировка ротора, вызванная загрязнением крыльчаток. Чаще всего это сгустки запекшегося масла, образовавшиеся в результате его протечки;
  • поломка лопастей одной или обеих крыльчаток в результате попадания в турбину посторонних предметов. Даже крошечная песчинка в роторе может вызвать серьезные проблемы;
  • появление люфта в подшипниках ротора, из-за чего тот при вращении начинает «бить». Если своевременно разболтанные подшипники не заменить, разрушению может подвергнуться и ротор, и корпус турбины;
  • нарушение герметичности корпуса турбины ведет сначала к резкому падению КПД агрегата, затем к загрязнению его деталей, разбалансировке и механическим поломкам.

Ремонт турбин грузовых дизельных двигателей, стоимость работ

Ремонт дизельных турбин может иметь самую разную стоимость – все зависит от типа неисправности и, главное, степени ее запущенности. Так, в ряде случаев он может заключаться лишь в демонтаже турбины, ее разборке, тщательной промывке компонентов, проверке балансировки ротора, сборке и установке на двигатель. Если же в процессе ремонта потребуется замена одной или нескольких комплектующих агрегата, стоимость ремонта возрастет соответственно стоимости необходимых запчастей.

Важно! Так как ремонт турбины всегда начинается с ее разборки и очистки компонентов от загрязнений, то этот процесс в любом случае займет, как минимум, несколько часов – именно на такое время детали помещаются в ванну с моющим раствором. Их осмотр выполняется мастером только после того, как они обретут первозданную чистоту и блеск.

Ремонт турбиныРемонт турбин грузовых дизельных двигателей мало чем отличается от ремонта турбин легковых автомобилей – устройство этих агрегатов одинаково. Разница заключается лишь в их мощности. Нужно понимать, что чем выше мощность двигателя, тем большее давление испытывают крыльчатки турбины, и, соответственно, тем чаще требуется их ремонт. Вполне логично, что и стоимость их ремонта окажется несколько более высокой.

Так, на ремонт турбины автомобиля цена складывается из двух составляющих: стоимости услуг мастера и стоимости необходимых расходных материалов и запчастей. Разумеется, что запчасти более мощных турбин и стоят дороже.

Как увеличить ресурс работы турбин

Продлить период безремонтной работы турбины своей машины в силах каждый автовладелец. Для этого нужно лишь выполнять несколько простых правил:

  • не перегружать свою машину;
  • не ездить на повышенных оборотах;
  • прогревать двигатель и систему турбонаддува перед началом движения;
  • по окончании движения, особенно зимой, выключать двигатель не сразу, а дать турбине возможность остыть на холостых оборотах в течение хотя бы двух-трех минут;
  • следить за уровнем смазки турбины и состоянием сальников;
  • использовать только качественное моторное масло.