Профессиональный ремонт турбин дизельных двигателей в автосервисе
Пожалуй, турбину можно назвать самым капризным элементом двигателя. И это при том, что ее конструкция достаточно проста: отработанные газы своим давлением вращают ее первую крыльчатку. Та, находясь на одной оси со второй, заставляет ее вращаться. Вторая крыльчатка нагнетает воздух в цилиндры, тем самым повышая давление топливовоздушной смеси до требуемого уровня. Поэтому первую крыльчатку называют горячей, а вторую холодной.
Причины быстрого износа турбокомпрессора на дизеле
Получается, что работать турбине приходится в экстремальных условиях: мало того, что с одного конца она постоянно нагревается (температура выхлопных газов дизельного двигателя может превышать 800 градусов), а с другого — столь же постоянно охлаждается потоком внешнего воздуха, все это происходит еще и в условиях повышенного давления. Не всякая сталь это выдержит.
Потому-то с момента изобретения турбины до момента, когда их начали устанавливать на двигатели внутреннего сгорания, прошло почти полвека. Долгое время просто не существовало материалов, способных выдерживать столь сильные перегрузки. И только с появлением в конце 40-х годов прошлого века высоколегированных сталей идея турбонаддува, разработанная еще Рудольфом Дизелем, получила реальное воплощение.
Нынешние турбины такого эффекта не дают. И не потому, что их КПД ниже – просто КПД самих двигателей за почти сотню лет, прошедших с тех пор, изрядно возрос. Но прирост мощности, как минимум, в 25% они обеспечивают. Тем не менее, ремонт турбин на дизеле приходится осуществлять чаще, чем самих моторов.
Признаки поломки турбины
Признаки неисправности системы турбонаддува автомобиля следующие:
- внезапное сильное падение мощности автомобиля говорит о серьезной поломке турбины;
- незначительное но, тем не менее, неоправданное снижение мощности является признаком некорректной работы системы турбонаддува;
- посторонние звуки, возникающие при работающем двигателе, являются свидетельством либо разбалансировки ротора турбины, либо попадания в нее каких-либо предметов;
- чрезмерная вибрация мотора также может быть вызвана разбалансировкой турбины;
- изменение цвета выхлопа говорит либо о протечке масла (иссиня-черный дым) либо недостаточной эффективности работы системы турбонаддува (белый дым).
Типы неисправностей
Наиболее распространенные поломки таковы:
- разбалансировка ротора, вызванная загрязнением крыльчаток. Чаще всего это сгустки запекшегося масла, образовавшиеся в результате его протечки;
- поломка лопастей одной или обеих крыльчаток в результате попадания в турбину посторонних предметов. Даже крошечная песчинка в роторе может вызвать серьезные проблемы;
- появление люфта в подшипниках ротора, из-за чего тот при вращении начинает «бить». Если своевременно разболтанные подшипники не заменить, разрушению может подвергнуться и ротор, и корпус турбины;
- нарушение герметичности корпуса турбины ведет сначала к резкому падению КПД агрегата, затем к загрязнению его деталей, разбалансировке и механическим поломкам.
Ремонт турбин грузовых дизельных двигателей, стоимость работ
Ремонт дизельных турбин может иметь самую разную стоимость – все зависит от типа неисправности и, главное, степени ее запущенности. Так, в ряде случаев он может заключаться лишь в демонтаже турбины, ее разборке, тщательной промывке компонентов, проверке балансировки ротора, сборке и установке на двигатель. Если же в процессе ремонта потребуется замена одной или нескольких комплектующих агрегата, стоимость ремонта возрастет соответственно стоимости необходимых запчастей.
Ремонт турбин грузовых дизельных двигателей мало чем отличается от ремонта турбин легковых автомобилей – устройство этих агрегатов одинаково. Разница заключается лишь в их мощности. Нужно понимать, что чем выше мощность двигателя, тем большее давление испытывают крыльчатки турбины, и, соответственно, тем чаще требуется их ремонт. Вполне логично, что и стоимость их ремонта окажется несколько более высокой.
Так, на ремонт турбины автомобиля цена складывается из двух составляющих: стоимости услуг мастера и стоимости необходимых расходных материалов и запчастей. Разумеется, что запчасти более мощных турбин и стоят дороже.
Как увеличить ресурс работы турбин
Продлить период безремонтной работы турбины своей машины в силах каждый автовладелец. Для этого нужно лишь выполнять несколько простых правил:
- не перегружать свою машину;
- не ездить на повышенных оборотах;
- прогревать двигатель и систему турбонаддува перед началом движения;
- по окончании движения, особенно зимой, выключать двигатель не сразу, а дать турбине возможность остыть на холостых оборотах в течение хотя бы двух-трех минут;
- следить за уровнем смазки турбины и состоянием сальников;
- использовать только качественное моторное масло.