Как выбрать сервис по ремонту турбины автомобиля и не ошибиться
Турбина не является для автомобиля жизненно важным элементом. Даже если она откажет во время движения, ничего страшного не произойдет. Да, резко упадет мощность двигателя. Да, ухудшатся динамические свойства автомобиля. Но, и это главное, управляемость автомобиля от этого не пострадает.
Тем не менее, комфортной поездку на автомобиле, у которого система турбонаддува по какой-то причине отказала или работает не в полную мощность, назвать нельзя. И экономичной тоже, ведь этот механизм увеличивает мощность мотора (будь то дизель или бензиновый двигатель), как минимум, на четверть. И не заметить потерю 25% мощности невозможно.
Различия между бензиновыми и дизельными турбинами
Конструкция турбин, предназначенных для установки на двигатели внутреннего сгорания всех типов – дизельные и бензиновые, – одинакова. Однако дизельные более надежны, и вот почему. Температура выхлопных газов дизеля, как правило, не превышает 800 градусов (а ведь именно они раскручивают ротор турбины). Выхлоп бензинового мотора горячее на 25% — не каждая огнеупорная сталь способна выдерживать столь высокую температуру, да еще и под давлением. Этим, кстати, объясняется тот факт, что на бензиновые моторы турбины стали устанавливать лишь в конце прошлого века, в то время как на автомобильные дизеля их ставят с конца 40-х годов. Да и сегодня турбина на бензиновом моторе — скорее, редкость, нежели правило. Соответственно, и стоимость их комплектующих несколько больше. Вот почему ремонт бензиновых турбин, как правило, более дорогой, в отличие от дизельных.
Наиболее распространенные неисправности
В подавляющем большинстве случаев ремонт турбины связан с заменой тех или иных ее комплектующих. Поломки, с которыми приходится сталкиваться специалистам по ремонту автомобильных турбин, в основном, следующие:
- разбалансировка ротора;
- деформация или поломка лопастей крыльчаток;
- износ подшипников.
Причины поломки турбокомпрессора
В основе всех неисправностей турбины лежит одна из трех причин:
- попадание в ротор постороннего предмета – даже мельчайшая песчинка способна вызвать дисбаланс ротора, а то и стать причиной поломки одной или нескольких лопастей крыльчаток;
- недостаточное количество смазки. Утечка масла, возникшая по причине изношенных либо поврежденных сальников, грозит сразу несколькими проблемами: запекшееся на лопастях крыльчатки масло вызывает дисбаланс ротора. Недостаток смазки подшипников приводит к ускоренному их износу, а попадание масла из турбины в цилиндры снижает КПД двигателя и ведет к износу цилиндро-поршневой группы;
- загрязненное масло либо ненадлежащего качества. В этом случае смазка подвижных соединений деталей турбины вместо того, чтобы уменьшать разрушительное воздействие сил трения, превращаясь в абразивный материал, начинает выполнять противоположную функцию. Так, попавшая в смазку пыль или твердые частицы нагара способны вывести турбину из строя в считанные дни.
Профессиональный ремонт ДВС
Что бы ни послужило причиной выхода турбины из строя, ее ремонт осуществляется по стандартной схеме: диагностика – замена изношенных деталей – балансировка – сборка и монтаж на двигатель.
В процессе диагностики турбина разбирается, и все ее детали отправляются в ванну со специальным чистящим раствором. Применение даже мелкоабразивных материалов для очистки комплектующих турбин от нагара и прочих загрязнений недопустимо, поэтому процесс чистки занимает несколько часов. По истечении этого времени мастер извлекает детали из ванны, насухо протирает их – и только после этого дает заключение, какие из них находятся в рабочем состоянии, а какие требуют замены.
Завершается ремонт турбин ДВС на балансировочном стенде. Здесь ее ротор раскручивается сперва на малых оборотах, которые постепенно увеличиваются до рабочих 2 000 об./мин. Одновременно с этим мастер при помощи различных абразивных материалов устраняет обнаружившийся дисбаланс.
После того как турбина будет собрана и установлена на двигатель, осуществляется окончательная проверка ее работоспособности, и отремонтированный автомобиль возвращается заказчику.