Профессиональная диагностика турбины дизельного двигателя
Почти каждый второй автомобиль, изготавливаемый на заводе, оснащён турбированным нагнетателем. Некоторые модели премиум-сегмента имеют две турбины. Подобное практикует немецкий автопром с его знаменитыми Мерседес-Бенц, Порше, Ауди, Фольксваген.
Главное предназначение нагнетателя – увеличение номинальной мощности технического средства на определённый период времени. Принцип действия заключается в моментальном повышении давления в системе за счёт частичного забора потока отработанных газов и подачи аналогичного количества кислорода внутрь камеры сгорания. Забор и подача осуществляются при помощи установленных крыльчаток по обе стороны осевого вала турбины.
Турбина в рабочем состоянии может вращаться со скоростью до 200 000 оборотов в минуту и более. Систематические условия работы при максимальных нагрузках приводят к выходу из строя как нагнетателя в сборе, так и отдельных его компонентов. Для точного определения нужно проводить качественную и всеобъемлющую диагностику в сервисном центре.
Диагностика неисправностей турбины дизеля
Перед тем как поехать в СТО, необходимо владельцу понимать, о чём вообще идёт речь и как идентифицировать неисправность турбины дизеля. Для каждого автомобиля характерны свои индивидуальные признаки, но среди всего перечня присутствуют общепринятые:
- в процессе работы мотора из выхлопной трубы выстреливает дым синего или чёрного цвета. Это прямое указание на неисправность в топливной системе и связанными с ней агрегатами. Однако это может быть обогащённая или обеднённая горючая смесь. Нужно быть внимательным при идентификации поломки. Что в первом, что во втором случае, автомобиль не может полноценно работать;
- на холостых оборотах мотор нестабилен, работает прерывисто, не в такт;
- расход топлива и смазывающего вещества стремительными темпами возрастает без веских на то причин;
- техническое средство становится фактически пассивным, педаль акселератора мало отзывчивая;
- в области моторного отсека появился сторонний, нехарактерный ранее звук работы агрегата;
- на металлической основе турбированного нагнетателя видны потёки маслянистого характера, указывающие на потерю герметичности оборудования.
Обслуживание и ремонт турбины дизельного двигателя в сервисных центрах
Итак, диагностика турбины дизельного двигателя проводится только после наличия фактических на то оснований – признаков, которые оговаривались ранее. Владелец автомобиля отправляется в СТО для осмотра.
Диагностика турбокомпрессоров проводится как визуально, так и с применением цифрового диагностического оборудования. Если идентифицировать неисправность не получится, то необходимо провести полный или частичный разбор. Поэтапно рассмотрим каждый из них.
Визуальный осмотр и диагностика
Мастер помещает транспортное средство в периметр ремонтной зоны. Так как весь основной участок осмотра расположен в моторном отсеке, использовать электрический подъёмный механизм на данном этапе нет необходимости:
- открыв капот, мастер осматривает корпусную часть турбины, её целостность, наличие видимых повреждений и дефектов;
- запускает силовой агрегат, слушает плавность и качество работы нагнетателя. Особое внимание уделяется наличию шумов, плавности хода ротора, лопастей, их фактической работе;
- если процесс поиска не увенчался успехом, мастер подключает портативный сканер с предустановленной программой для диагностирования. Посредством разъёма считываются показания стоковой прошивки, расшифровываются возможные ошибки. Проводит анализ полученной информации, рассчитывает количество необходимых запасных частей.
Проведение частичного демонтажа турбированного нагнетателя
После того как мастером принято решение о проведении частичного разбора, начинается этап снятия стороннего навесного оборудования, препятствующего свободному доступу:
- независимо от модификации технического средства, расположение турбины у всех идентичное – верхняя часть выпускного коллектора. Поэтапно мастер отвинчивает четыре крепёжных соединения, фиксирующих основу нагнетателя к посадочному месту выпускного коллектора;
- изымает изделие целиком из штатного расположения. Фиксирует в стационарных тисках для проведения тщательной дефектовки;
- так как эта процедура предусматривает частичный ремонт, то мастер обходится только снятием левой и правой камер, они ещё называются холодная и горячая, соответственно;
- проводится осмотр каждой из крыльчаток, внутренней части корпуса, осевого вала;
- если идентифицировать поломку не удалось, тогда переходит к последнему варианту – полному демонтажу.
Полный разбор турбины и отправка на специальный диагностический стенд
После того как мастер провёл частичный разбор, далее необходимо снять осевой вал, центрирующую втулку, тем самым отделив изменяемую геометрию от всего остального механизма. Геометрия служит для корректировки потока воздуха за счёт вращения лопастей. Таким образом, они подбирают максимально эффективный наклон для забора газов. После того как все детали механизма разобраны, мастер помещает их в специальный контейнер для проведения очистки, сушки, повторного осмотра.
При повторной диагностике и чистых поверхностях деталей будут выявлены все скрытые дефекты. Мастер оценивает степень износа, при необходимости, заменяет новыми. Начинает процедуру сборки. По завершению турбина в сборке отправляется на специальный диагностический стенд, где прогоняется на разных скоростных оборотах, имитирующих реальную среду. Нагнетатель устанавливает на штатное место, тестируются автомобиль и агрегат на исправность.
Что подлежит замене
Как показывает практика, чаще всего ломаются следующие детали:
- центрирующая втулка осевого вала;
- лопасти холодной и горячей камер;
- крыльчатка изменяемой геометрии.
Вот эти четыре детали подлежат замене в процессе полного или частичного ремонта турбины дизеля. Остальные могут быть заменены новыми только при повреждении корпусной части от столкновения, удара.